Про прошлое.
Как думали в 2002 году :)
Эпизод X: "Вскрытая угроза, или Apple перед прыжком Ягуара"
Автор: Олег Свиргстин
Дата: 06.08.2002
1. Есть ли у Apple будущее?
Этот вопрос задают разные люди. И у всех есть ответ. У большинства - негативный. Особенность человеческой психологии: нам отчего-то гораздо лестнее слыть нигилистами...
Большинство отвечающих просто не ведает, о чем рассуждает. Им не довелось испачкать руки яблочной пыльцой. Яблочная болезнь заразна и почти неизлечима. Впрочем, встречается в природе еще и такое загадочное явление, как иммунитет.
Рассуждения "здоровых" убедительны и логичны. Только вот не случается предсказанного ими. По всем канонам коммерческой диалектики Яблока (так звучит перевод "Apple" по-нашенски, вдруг кто не знает), как независимой компании, вот уже лет 5 как просто не должно было быть.
Чтобы уцелеть, компания должна была бы уже лет 5 клепать машинки на базе Пентиума, начиняя их Windows. Но все эти 5 лет Apple продолжает свой абсолютно неправильный путь. (Кстати, к чему привел бы отказ от индивидуальности? Представьте на минутку! Ведь в течение этих 5 лет чего только не случилось - и самый суровый за всю историю компьютерной отрасли кризис, и террористические акты, нанесшие ущерб деловой активности, и неизбежный кризис в мироощущении миллионов людей...)
Задают этот вопрос и те, кто безжалостной судьбой выброшен в Окна (или Windows, говоря понятнее). Кто вот уже который год зарабатывает себе на хлеб (с маслом, а кто и с икрой), умножая ценность самой массовой компьютерной платформы. Ну не все ли равно настоящему профессионалу, где и как "рубать уголек"?
Видимо не все равно. "Бывшие" задают этот вопрос вроде как с издевкой, но в их глумлении ощущается досада и боль. Вот ведь: всего лишь "еще одна платформа", а такие эмоции! Пусть, мол, это Яблоко гребет прибыль лопатой и громогласно вещает о своих успехах... Нам-то что с этого? Чуда не случилось, в 2001 году 95% купивших компьютер предпочли эти самые Окна. В 2000 году Windows предпочло 96.5% покупателей. Причем, весь рост за счет США. Увы, это просто несерьезно.
Будущее есть. Оно уже рядом. Несмотря на всемирный кризис, несмотря на вялые продажи в мае 2002 года. Несмотря на ожидаемую убыточность текущего квартала (который, тем не менее, Apple умудрилaсь свести с пусть минимальным, но положительным сальдо в 33 миллиона долларов).
На конец августа 2002 года запланирован "прыжок Ягуара". Чтобы не пугать читателя, сразу оговорюсь. Jaguar - это вовсе не хищная огромная кошка, грациозная и безжалостная. Это всего лишь кодовое название операционной системы Mac OS 10.2. В годы элегической грусти, неуверенности и неясных надежд системы называли Аллеграми, Рапсодиями, Сонатами, и казалось, вот-вот выйдет в свет "Реквием"...
У Apple образца 1996 года действительно не было ни малейшего шанса. Apple Computer в 1996 году теряла позицию за позицией. Оборона была упорной, изматывающей - и безнадежной. Не прекращая оборону, порой даже добиваясь временных успехов в ней, в декабре 1996 года Яблоко заложило первый кирпичик в фундамент своего будущего...
Apple образца 2002 года - совершенно другая компания. И новая система - это абсолютно другая система. Пока еще по-юношески неотесанная. Яблоко 1996 года ни за что на свете не позволило бы себе выпустить что-либо подобное...
"Отлученные" от Apple негодуют: прекрасное не только отняли! Его еще и убили! Присмотритесь к "десяточке", это же Юникс в леденцовой оболочке! Не иначе как инженерам "со стороны" дали пару дней поиграться с классической системой, а потом повелели сваять что-то похожее, дабы стыдливо прикрыть бесчеловечный Юникс фиговым листочком...
И они (инженеры со стороны, точнее, из NeXT Computer) справились. Не вникая в детали и тонкости, выверенные десятилетиями проб и ошибок, отсекая важное, они сотворили это Нечто... Но не спешите рыть могилу и срывать головные уборы. На август 2002 года запланирован "прыжок Ягуара". Интрига, заваренная в декабре 1996 года, близится к кульминации...
2. Убитая сказка
На фоне спада и скрежета зубовного сегодняшних дней, Apple Computer выглядит на удивление хорошо. Новый iMac, Xserve, iPod, iPhoto и iDVD... PowerBook и новая версия QuickTime. Ожидаемый QuartzExtreme. Жизнь бьет ключом, будто и спада никакого в мире нет...
Apple Computer - одна из немногих компьютерных фирм, почти регулярно приносящая прибыль (а ситуация на рынке действительно очень тяжелая, и в условиях нормального рынка успехи были бы куда значительнее) - несмотря ни на что. На фоне массовых сокращений в отрасли нельзя не отметить, что численность персонала Apple на начало 2002 года более чем на 1000 человек превышала их же численность конца 1996 (перед самым крупным сокращением штатов в истории Apple Computer).
Прекращение работы над классической системой и "не взятыми в светлое завтра" технологиями, правда, привело к единовременному увольнению примерно 200 человек (и многие издания злорадно возопили было - "ага!!!")... Но общая тенденция - наливание соками. Тем более, в Кремниевой долине в наши дни можно отлично разжиться весьма нерядовыми мозгами. Всеобщее увядание сделало почву невероятно плодородной.
Под леденцовой поверхностью новой системы - Darwin OS. Юникс из клана BSD. Самый-самый настоящий BSD, самая настоящая операционная система "без графического интерфейса", что-то вроде Linux или FreeBSD. Кстати, ее исходный код открыт, и желающие приложить руку к ее развитию приглашаются сделать это. Отгадайте, какой Юникс наиболее распространен в мире в 2002 году? Без Mac OS X в мире было бы около 8 миллионов установленных юниксов всех сортов и видов.
Mac OS X приходит к потребителю с каждым новым Маком. То есть, к 8 миллионам ранообразных юниксов в мире добавилось 6-7 миллионов одинаковых яблочных. (Если быть педантично точными, ни BSD, ни Linux, ни Darwin не являются на все 100% "аутентичными" юниксами - они всего лишь очень глубоко и подробно этот самый классический Юникс имитируют... Тема для отдельной беседы, но в начале 3-го тысячелетия именно такова основная форма существования объективной реальности по имени "Юникс").
И свершается абсолютно невероятное (с точки зрения Apple образца 1996 года): вчерашние "фруктоненавистники" охотно и с надеждой включают ее в круг своих стратегических интересов, становятся новыми пользователями. Кроме шуток, многие пользователи Unix и даже Windows впервые начинают воспринимать Mac OS всерьез, и даже примеряют ее на себя... Многие ли из них обладают иммунитетом?
В декабре 1996 года Apple Computer начала настоящую внутреннюю революцию. Большие компании редко решаются переписывать свои бестселлеры "с нуля". Огромные массивы исходного кода, пропитанного потом и кровью тысяч инженеров, материальное воплощение миллионов очень непростых человеко-часов - важнейшее достояние успешных фирм. Едва ли не более ценное, чем их счет в банке. Ценность этих массивов с течением времени растет, ибо месяц за месяцем и год за годом код обкатывается на ничего не подозревающих юзерах, в нем выявляются и устраняются неточности, огрехи, ошибки, опечатки... В сердцах, многие зовут такую привязанность к старому коду "корпоративным идиотизмом". С 1983 по 1997 Apple по отношению к своей операционной системе вела себя точно также.
Развитие любой сложной системы неминуемо порождает в ее недрах противоречия. Преодоление противоречий приводит к возникновению новых ошибок, нестыковок, которые в свою очередь требуют компромисов, усложняя исходный код далеко за пределы восприятия человеческого разума. Пусть сложную систему создали сами же люди. Но все тонкости учесть невозможно. Любая сложная система неминуемо начинает жить собственной жизнью, обрастая хроническими болячками и опасными капризами...
Классическая Мак ОС (та самая "сказка") до сих пор остается непревзойденной по рафинированности и элегантности интерфейса. Почти два десятилетия тщательного внимания к мелочам и особого, яблочного, подхода, суть которого: во всем должна быть изюминка, оригинальность, вкус. Я имею в виду не только и не столько "внешнюю красивость" элементов интерфейса. Нет, интерфейс системы - это весь сложнейший комплекс взаимодействия человека с двоичной логикой "бездушной" железки. Все то, что делает работу с системой приятной и производительной.
Нужно ли было изощряться? В конечном итоге, все это стоило денег и времени. Уж не изыски ли на поле элегантности и красоты привели Apple в свое время на порог гибели? Вопрос без ответа. Но тысячи пользователей системы откликнулись на эту элегантность, высвобождающую творческую энергию, подарив системе сотни полезных решений.
В 1997 году Яблоко (под гиканье и улюлюканье) заявило о своем намерении совершить одновременно два взаимоисключающих подвига.
Во-первых, это был план создания совершенно новой операционной системы практически с нуля. Мне возразят, что для ее создания были привлечены уже существующие блоки (операционная система NextStep/OpenStep, восседающая на прочном юниксовом фундаменте), это в самом деле несколько упрощало задачу - но объем необходимой работы был просто титаническим. Массовая операционная система для многообразных сфер применения, ориентированная как на прожженных профи, так и на "обычных юзеров", создаваемая как орудие агрессии (в идеале намечается покорение мира) - это нечто совершенно особенное. Компьютерные журналисты, знакомые с положением вещей, пессимистично вещали о "Калифорнийской Рапсодии" как о прекрасном видении увядающего фруктового сада...
Во-вторых, компания должна была удержаться на рынке. Для этого, пока новая суперсистема еще не стала реальностью, Apple объявила о намерении продолжать эволюционное развитие классической системы. Паралельно с миллионами человеко-часов, необходимыми для рождения новой, продолжать "устранение противоречий" в Классической. Сравните Мак ОС 7.5 (1997 года) с Мак ОС 9.2 - прогресс налицо.
Только второй подвиг все эти 5 лет имел непосредственный коммерческий смысл. Только этот подвиг был виден со стороны. Обозревателям иногда грезилось, что все это не более, чем неуклюжая попытка стареющей дамы привлечь ускользающее внимание... Но вопреки ожиданиям, старушка оказалась очень даже ничего. О ее возрасте стали даже забывать. Нет, сказка никуда не делась и не умерла. Если бы не новорожденный "монстр", классическая система могла бы жить и развиваться годами - и она имела бы вполне приличный успех.
3. Так идут к звездам
В 1997 году Apple терпела многомилиардные убытки. Из примерно 8000 человек пришлось уволить более 2000. Это внешняя часть айсберга. Одновременно с этим были прекращены практически все контракты с "внешними" разработчиками (несколько тысяч). Пользователи в панике "эвакуировались" с тонущей системы, читая драматические рассуждения компьютерной прессы и уол-стритовских аналитиков о гибнущей Помпее или тонущей Атлантиде.
Вместе с балластом, с падающего шара пришлось "выбросить" немало ценного. Большинство уволенных "яблочников" были увлеченными, талантливыми людьми, чей вклад в величие и достоинства платформы был неоценим. Пришлось пожертвовать, например, лучшим в отрасли отделом технической документации.
Оставшиеся работали на износ. Те из них, которые имели отношение к внешним проявлениям и продажам, сконцентрировались на проблемах текущего момента - на OS Classic. Выяснилось, что эпитафии класической системе были преждевременными. Ее удалось избавить от многих недостатков. Отток пользователей удалось существенно затормозить, фирма стала приносить устойчивую прибыль.
Те же, которые творили будущее, оставались в тени. Придет час, и обе части Яблока снова воссоединятся, и на новой основе реализуют накопленный богатейший опыт. Пока же надо было решить огромное множество проблем - микроядро, внутренняя ОС без графического интерфейса, сотни технологий, развитие фреймворков OpenStep, Carbon...
Внутреннюю ОС (Darwin OS) было решено разрабатывать "открыто". В истории компьютерной отрасли такого еще не было (ведь это органическая составная часть операционной системы одной из важнейших фирм мира). Добровольцы, забесплатно, творили Дарвин в свободное время. Их более 100 000. Предлагаемые ими изменения и дополнения обсуждались, отвергались или принимались - процесс продолжается до сих пор. Несколько сотен из них удостоены упоминания на "доске почета". Двое или трое были приглашены в штат фирмы для координации открытого проекта с развитием остальных частей системы. Миллионы человеко-часов практически "за так".Массовая коммерческая операционная система на открытой, стандартной основе! Решение было смелым, рискованным и... оно сработало.
4. Скрежет зубовный разработчиков
Система (не только внутренняя) получалась мощнейшей, многообразной, уникальной своими талантами. Но... Помните страшное китайское проклятие "чтоб вам жить во времена перемен..."?
Всерьез внешними проявлениями новой системы до поры до времени заниматься было некогда. Документация - больной вопрос даже сейчас, когда эту проблему наконец снова стали решать.
Многообразие. С одной стороны, тут вам и Unix, тут и Carbon, и Cocoa, и Java во всяких разных вариациях. С другой стороны, необходимость привлечения интереса важнейших, ключевых разработчиков. Корпоративный "идиотизм", или здоровый консерватизм - как его не назови, а переписывать с нуля QuarkXPress, Adobe Illustrator и MS Word гиганты софтверного мира едва ли решились бы. К тому же, индустриальное многоплатформенное программирование базируется на общности основного массива кода своих продуктов для разных платформ. Снижаются расходы на развитие и обслуживание кода, программные продукты на различных платформах выглядят и ведут себя очень похожим образом, предлагая пользователям те же возможности.
Carbon, огромной трудоемкости проект, позволил гигантам прийти в новую систему, не отказываясь от их "вредных привычек", они же - соображения экономической целесообразности. Переход не был легким, но они справились. Гиганты способны мобилизовать на проект значительные силы. Гиганты могут напрямую обратиться к Джобсу и получить консультации специалистов компании, засекреченных как советские авиаконструкторы в годы войны. А вот небольшим фирмам пришлось нелегко - объемы нового материала в системе просто угнетали. Масса недосказанностей, переносящиеся сроки выхода программных продуктов, стрессы и ощущение беспомощности...
Реализуя подспудную мощь новой системы, несмотря на очевидный дефицит ресурсов, Apple все-таки дала разработчикам "ключ от небес обетованных". Cocoa - комплекс объектно-ориентированных API, облегчающий разработку программ в разы.
Казалось бы, написание серьезной рыночной программы с нуля - авантюра. Глупость, очевидная ошибка. И немногие пошли этим путем. Мудрые и опытные!
Не верьте своей мудрости и накопленным знаниям. На перенос программы "средней тяжести" из Классики в Карбон в планах небольших фирм отводилось (в среднем) 6-8 месяцев. Сроки эти продлевались сначала еще на полгода, потом еще... А написание программы "с нуля" в Cocoa заняло бы примерно полтора года. С учетом времени на освоение очень своеобразной системы программирования. При этом можно было бы учесть старые болячки, развязать себе руки на кризисных участках, заново продумать тысячи сложных узлов - и...
Писать для Мак ОС 10 можно и традиционным, "трусливым", способом. Или, если хотите, "благоразумным". Невероятные сложности возникают при переносе программ, написанных для Классической Мак ОС с многочисленными "извращениями и трюками" - то есть, практически любой серьезной программы. В самом Carbon, если изначально ориентироваться на его сильные стороны, писать новые программы вполне реально.
В чем бы сегодня не писался новый софт для Мак ОС 10, в Карбоне или Кокоа, почти всегда это будет комбинация того и другого. Десятки технологий существуют в форме "библиотек" на C++ (их можно отнести к Карбону). Совместное иcпользование двух этих "платформ" вполне осуществимо. Рано или поздно, они сольются во что-то сокрушительной силы и неземной красоты. А пока... Те самые разработчики, которые еще не пришли в себя после Карбонических приключений, начиная проекты в Cocoa (совершенно неизвестной им среде), осторожно планируют сроки с учетом ужаса перед неизвестностью. И...
"Люди, впервые за последние два года я опережаю график на несколько месяцев! По сравнению с программированием в традиционных средах, я просто получаю удовольствие. Это захватывающе, интересно и необычно. Это как добрый старый Макинтош по сравнению с IBM PC + MS DOS!" - типичное впечатление приходящих в Cocoa. Им не верят. Пробую их впечатления на себе. Себе-то можно верить? Честно говоря, пока не решаюсь, потому что так не бывает.
5. Досада, недоумение, гнев...
если бы гении компьютерной журналистики потратили некоторую долю своего драгоценного времени на чтение яблочных форумов, посвященных программированию в Carbon, в какой восторг пришли бы они от этих потоков перебродившего яблочного сока... Трагедия маленького человека - питательная среда для настоящей литературы. Крушение надежд. Столкновение с пластами информации невероятных объемов (Боже, да когда же эти яблочники успели столько всего наваять за какие-то несчастные 5 лет!!!), изобилие новшеств на новшествах, ужасающие нестыковки, массовое несогласие со многими интерфейсными новациями или решениями новой системы...
Чего там только нет!
"Верните нам Мак ОС, или мы..." Но мы не будем драматизировать.
До недавнего времени несколько сотен человек в Apple и десятки тысяч вне фирмы создавали основу нового программного продукта. Все силы, хранящие священные тайны "элегантности" и "привлекательности" яблочной системы, без остатка и с не меньшим напряжением разрабатывали другой, коммерческий, продукт: классическую Мак ОС.
Переход на принципиально новые основы - труднейшая задача и для самой компании. Те же самые трагедии, только невидимые внешнему миру, свершались все это время "по ту сторону Firewall" - ведь многочисленные собственные технологии и программы надо было точно так же адаптировать к новой системе.
Вышедшая в свет чуть более года назад первая публичная версия Мак ОС 10 безнадежно проигрывала своей классической прародительнице качеством, целостностью и удобством. Но, будучи Mac OS 10.0, это был совершенно другой программный продукт, который правильнее было бы назвать "Mac OS X 1.0", а где и когда самые первые версии чего бы то ни было вели себя прилично?
И кстати, смотря с чем сравнивать. Пришедшие в десятку с Юникса и ради ее Юникса, вполне довольны. Страшно сказать, неофиты, пришедшие из Windows, находят интерфейс вполне приемлемым. И только избалованные яблочными иллюзиями плюются и ругаются. Впрочем, новорожденная система по отлаженности и целостности контакта с пользователем не сильно уступала классической системе 5-х версий. 10.1 тоже не идеал. Однако, за 8 месяцев пройден путь, занявший у классической системы не один год. Это уже где-то и как-то уровень системы 6. Все только начинается. (Сравнения условны и умозрительны, но где-то как-то отражают суть).
Нельзя не отметить, что с сложнейшим переходным периодом Apple справилась довольно неплохо. Но вот теперь...
6. Jaguar
WWDC-2002. Минорная мелодия. В черном гробу на сцене - коробка с классической Мак ОС. Ее время кончилось. Нет, еще несколько лет она останется живой системой для миллионов пользователей. Еще несколько лет служба технической поддержки Apple будет обеспечивать их тылы. Но с точки зрения разработчиков система мертва. Отныне вся мощь компании направлена на превращение "десятки" в самую лучшую систему мира. С учетом прошлых ошибок. На принципиально новой основе. А вдруг у них ЭТО получится?
Jaguar еще только готовится к прыжку. На World-Wide Developers Conference в этом году большая часть сообщений была сделана на условиях NDA (соглашение о нераспространении). Apple Computer, начиная с 1997, года любит преподносить сюрпризы, и не хочет терять ни малейшей возможности. Разработчикам информация жизненно необходима, а разработчики нужны Apple. Доверие обезоруживает. Поэтому буду осторожен, дабы не проболтаться. Есть о чем!!!
Работа над классической системой прекратилась еще в марте 2002 года. Вот уже несколько месяцев все 9000+ сотрудников Apple шлифуют и рафинируют десятку. Jaguar, или Mac OS 10.2, это уже что-то вроде седьмой маковской системы, отличавшейся от предшественниц настолько, что пришлось выпустить самый толстый том старого Inside Macintosh только для описания новшеств и изменений. Я надеюсь, мы все хорошо понимаем неточность любых аналогий. Это постепенное возвращение привычной "яблочности" системы, только на неизмеримо более открытой, мощной и стандартной основе.
В прошлый раз Apple потребовались годы для написания системы 7. Теперь схожее расстояние пройдено всего за 18 месяцев.
Времена оборонительных сражений позади. Кодовое название новой системы отражает ее агрессивные намерения. Последняя яблочная рекламная кампания "Switch" рассказывает о плюсах и минусах перехода с Windows на Макинтош, в том числе и на примере реальных людей, совершивших или совершающих такой переход. Это одна из наиболее посещаемых страниц Эппловского сайта. Основная масса посетителей заглядывает сюда из-под Windows.
Еще до прыжка Ягуара, когда силы фирмы приходилось распылять на два фронта, в 2001 году каждый 20-й покупатель компьютеров в огромном мире выбрал Мак. Между нами, это совсем не так мало. Огромный рынок, жаждущий программ... Получающий их, но способный поглотить намного больше.
И тем не менее, этого мало. "Имея 5% рынка очень просто удвоить свое присутствие на нем", - сказал недавно хитрый Джобс, - "надо просто убедить еще 5% из остальных 95 перейти на Мак".
7. Так есть ли у Мака будущее? И какой нам от этого толк?
Прыжок Ягуара, надеюсь, успешный - это всего лишь очередной шаг. Несколько лет компания строила фундамент для будущего успеха. Впереди - преодоление еще многих и многих трудностей. Развенчание невыгодных для компании мифов и ложных представлений. Особенно тех, которые были стопроцентной истиной в 1996 году. Преодоление болезней роста. Доведение новой сверхсистемы до уровня самой последней версии Классики и движение дальше. Совершенствование юникса внутри, и реализация гигантского потенциала от объединения в себе дюжин мощнейших технологий...
Рано или поздно, все это придет и в Россию. Когда? Главное: не спешите хоронить Apple. Яблоко 2002 года - это совершенно другое Яблоко. Насколько оно удачливее в жестоком климате нашего мира, покажет время.
Эпизод X: "Вскрытая угроза, или Apple перед прыжком Ягуара"
Автор: Олег Свиргстин
Дата: 06.08.2002
1. Есть ли у Apple будущее?
Этот вопрос задают разные люди. И у всех есть ответ. У большинства - негативный. Особенность человеческой психологии: нам отчего-то гораздо лестнее слыть нигилистами...
Большинство отвечающих просто не ведает, о чем рассуждает. Им не довелось испачкать руки яблочной пыльцой. Яблочная болезнь заразна и почти неизлечима. Впрочем, встречается в природе еще и такое загадочное явление, как иммунитет.
Рассуждения "здоровых" убедительны и логичны. Только вот не случается предсказанного ими. По всем канонам коммерческой диалектики Яблока (так звучит перевод "Apple" по-нашенски, вдруг кто не знает), как независимой компании, вот уже лет 5 как просто не должно было быть.
Чтобы уцелеть, компания должна была бы уже лет 5 клепать машинки на базе Пентиума, начиняя их Windows. Но все эти 5 лет Apple продолжает свой абсолютно неправильный путь. (Кстати, к чему привел бы отказ от индивидуальности? Представьте на минутку! Ведь в течение этих 5 лет чего только не случилось - и самый суровый за всю историю компьютерной отрасли кризис, и террористические акты, нанесшие ущерб деловой активности, и неизбежный кризис в мироощущении миллионов людей...)
Задают этот вопрос и те, кто безжалостной судьбой выброшен в Окна (или Windows, говоря понятнее). Кто вот уже который год зарабатывает себе на хлеб (с маслом, а кто и с икрой), умножая ценность самой массовой компьютерной платформы. Ну не все ли равно настоящему профессионалу, где и как "рубать уголек"?
Видимо не все равно. "Бывшие" задают этот вопрос вроде как с издевкой, но в их глумлении ощущается досада и боль. Вот ведь: всего лишь "еще одна платформа", а такие эмоции! Пусть, мол, это Яблоко гребет прибыль лопатой и громогласно вещает о своих успехах... Нам-то что с этого? Чуда не случилось, в 2001 году 95% купивших компьютер предпочли эти самые Окна. В 2000 году Windows предпочло 96.5% покупателей. Причем, весь рост за счет США. Увы, это просто несерьезно.
Будущее есть. Оно уже рядом. Несмотря на всемирный кризис, несмотря на вялые продажи в мае 2002 года. Несмотря на ожидаемую убыточность текущего квартала (который, тем не менее, Apple умудрилaсь свести с пусть минимальным, но положительным сальдо в 33 миллиона долларов).
На конец августа 2002 года запланирован "прыжок Ягуара". Чтобы не пугать читателя, сразу оговорюсь. Jaguar - это вовсе не хищная огромная кошка, грациозная и безжалостная. Это всего лишь кодовое название операционной системы Mac OS 10.2. В годы элегической грусти, неуверенности и неясных надежд системы называли Аллеграми, Рапсодиями, Сонатами, и казалось, вот-вот выйдет в свет "Реквием"...
У Apple образца 1996 года действительно не было ни малейшего шанса. Apple Computer в 1996 году теряла позицию за позицией. Оборона была упорной, изматывающей - и безнадежной. Не прекращая оборону, порой даже добиваясь временных успехов в ней, в декабре 1996 года Яблоко заложило первый кирпичик в фундамент своего будущего...
Apple образца 2002 года - совершенно другая компания. И новая система - это абсолютно другая система. Пока еще по-юношески неотесанная. Яблоко 1996 года ни за что на свете не позволило бы себе выпустить что-либо подобное...
"Отлученные" от Apple негодуют: прекрасное не только отняли! Его еще и убили! Присмотритесь к "десяточке", это же Юникс в леденцовой оболочке! Не иначе как инженерам "со стороны" дали пару дней поиграться с классической системой, а потом повелели сваять что-то похожее, дабы стыдливо прикрыть бесчеловечный Юникс фиговым листочком...
И они (инженеры со стороны, точнее, из NeXT Computer) справились. Не вникая в детали и тонкости, выверенные десятилетиями проб и ошибок, отсекая важное, они сотворили это Нечто... Но не спешите рыть могилу и срывать головные уборы. На август 2002 года запланирован "прыжок Ягуара". Интрига, заваренная в декабре 1996 года, близится к кульминации...
2. Убитая сказка
На фоне спада и скрежета зубовного сегодняшних дней, Apple Computer выглядит на удивление хорошо. Новый iMac, Xserve, iPod, iPhoto и iDVD... PowerBook и новая версия QuickTime. Ожидаемый QuartzExtreme. Жизнь бьет ключом, будто и спада никакого в мире нет...
Apple Computer - одна из немногих компьютерных фирм, почти регулярно приносящая прибыль (а ситуация на рынке действительно очень тяжелая, и в условиях нормального рынка успехи были бы куда значительнее) - несмотря ни на что. На фоне массовых сокращений в отрасли нельзя не отметить, что численность персонала Apple на начало 2002 года более чем на 1000 человек превышала их же численность конца 1996 (перед самым крупным сокращением штатов в истории Apple Computer).
Прекращение работы над классической системой и "не взятыми в светлое завтра" технологиями, правда, привело к единовременному увольнению примерно 200 человек (и многие издания злорадно возопили было - "ага!!!")... Но общая тенденция - наливание соками. Тем более, в Кремниевой долине в наши дни можно отлично разжиться весьма нерядовыми мозгами. Всеобщее увядание сделало почву невероятно плодородной.
Под леденцовой поверхностью новой системы - Darwin OS. Юникс из клана BSD. Самый-самый настоящий BSD, самая настоящая операционная система "без графического интерфейса", что-то вроде Linux или FreeBSD. Кстати, ее исходный код открыт, и желающие приложить руку к ее развитию приглашаются сделать это. Отгадайте, какой Юникс наиболее распространен в мире в 2002 году? Без Mac OS X в мире было бы около 8 миллионов установленных юниксов всех сортов и видов.
Mac OS X приходит к потребителю с каждым новым Маком. То есть, к 8 миллионам ранообразных юниксов в мире добавилось 6-7 миллионов одинаковых яблочных. (Если быть педантично точными, ни BSD, ни Linux, ни Darwin не являются на все 100% "аутентичными" юниксами - они всего лишь очень глубоко и подробно этот самый классический Юникс имитируют... Тема для отдельной беседы, но в начале 3-го тысячелетия именно такова основная форма существования объективной реальности по имени "Юникс").
И свершается абсолютно невероятное (с точки зрения Apple образца 1996 года): вчерашние "фруктоненавистники" охотно и с надеждой включают ее в круг своих стратегических интересов, становятся новыми пользователями. Кроме шуток, многие пользователи Unix и даже Windows впервые начинают воспринимать Mac OS всерьез, и даже примеряют ее на себя... Многие ли из них обладают иммунитетом?
В декабре 1996 года Apple Computer начала настоящую внутреннюю революцию. Большие компании редко решаются переписывать свои бестселлеры "с нуля". Огромные массивы исходного кода, пропитанного потом и кровью тысяч инженеров, материальное воплощение миллионов очень непростых человеко-часов - важнейшее достояние успешных фирм. Едва ли не более ценное, чем их счет в банке. Ценность этих массивов с течением времени растет, ибо месяц за месяцем и год за годом код обкатывается на ничего не подозревающих юзерах, в нем выявляются и устраняются неточности, огрехи, ошибки, опечатки... В сердцах, многие зовут такую привязанность к старому коду "корпоративным идиотизмом". С 1983 по 1997 Apple по отношению к своей операционной системе вела себя точно также.
Развитие любой сложной системы неминуемо порождает в ее недрах противоречия. Преодоление противоречий приводит к возникновению новых ошибок, нестыковок, которые в свою очередь требуют компромисов, усложняя исходный код далеко за пределы восприятия человеческого разума. Пусть сложную систему создали сами же люди. Но все тонкости учесть невозможно. Любая сложная система неминуемо начинает жить собственной жизнью, обрастая хроническими болячками и опасными капризами...
Классическая Мак ОС (та самая "сказка") до сих пор остается непревзойденной по рафинированности и элегантности интерфейса. Почти два десятилетия тщательного внимания к мелочам и особого, яблочного, подхода, суть которого: во всем должна быть изюминка, оригинальность, вкус. Я имею в виду не только и не столько "внешнюю красивость" элементов интерфейса. Нет, интерфейс системы - это весь сложнейший комплекс взаимодействия человека с двоичной логикой "бездушной" железки. Все то, что делает работу с системой приятной и производительной.
Нужно ли было изощряться? В конечном итоге, все это стоило денег и времени. Уж не изыски ли на поле элегантности и красоты привели Apple в свое время на порог гибели? Вопрос без ответа. Но тысячи пользователей системы откликнулись на эту элегантность, высвобождающую творческую энергию, подарив системе сотни полезных решений.
В 1997 году Яблоко (под гиканье и улюлюканье) заявило о своем намерении совершить одновременно два взаимоисключающих подвига.
Во-первых, это был план создания совершенно новой операционной системы практически с нуля. Мне возразят, что для ее создания были привлечены уже существующие блоки (операционная система NextStep/OpenStep, восседающая на прочном юниксовом фундаменте), это в самом деле несколько упрощало задачу - но объем необходимой работы был просто титаническим. Массовая операционная система для многообразных сфер применения, ориентированная как на прожженных профи, так и на "обычных юзеров", создаваемая как орудие агрессии (в идеале намечается покорение мира) - это нечто совершенно особенное. Компьютерные журналисты, знакомые с положением вещей, пессимистично вещали о "Калифорнийской Рапсодии" как о прекрасном видении увядающего фруктового сада...
Во-вторых, компания должна была удержаться на рынке. Для этого, пока новая суперсистема еще не стала реальностью, Apple объявила о намерении продолжать эволюционное развитие классической системы. Паралельно с миллионами человеко-часов, необходимыми для рождения новой, продолжать "устранение противоречий" в Классической. Сравните Мак ОС 7.5 (1997 года) с Мак ОС 9.2 - прогресс налицо.
Только второй подвиг все эти 5 лет имел непосредственный коммерческий смысл. Только этот подвиг был виден со стороны. Обозревателям иногда грезилось, что все это не более, чем неуклюжая попытка стареющей дамы привлечь ускользающее внимание... Но вопреки ожиданиям, старушка оказалась очень даже ничего. О ее возрасте стали даже забывать. Нет, сказка никуда не делась и не умерла. Если бы не новорожденный "монстр", классическая система могла бы жить и развиваться годами - и она имела бы вполне приличный успех.
3. Так идут к звездам
В 1997 году Apple терпела многомилиардные убытки. Из примерно 8000 человек пришлось уволить более 2000. Это внешняя часть айсберга. Одновременно с этим были прекращены практически все контракты с "внешними" разработчиками (несколько тысяч). Пользователи в панике "эвакуировались" с тонущей системы, читая драматические рассуждения компьютерной прессы и уол-стритовских аналитиков о гибнущей Помпее или тонущей Атлантиде.
Вместе с балластом, с падающего шара пришлось "выбросить" немало ценного. Большинство уволенных "яблочников" были увлеченными, талантливыми людьми, чей вклад в величие и достоинства платформы был неоценим. Пришлось пожертвовать, например, лучшим в отрасли отделом технической документации.
Оставшиеся работали на износ. Те из них, которые имели отношение к внешним проявлениям и продажам, сконцентрировались на проблемах текущего момента - на OS Classic. Выяснилось, что эпитафии класической системе были преждевременными. Ее удалось избавить от многих недостатков. Отток пользователей удалось существенно затормозить, фирма стала приносить устойчивую прибыль.
Те же, которые творили будущее, оставались в тени. Придет час, и обе части Яблока снова воссоединятся, и на новой основе реализуют накопленный богатейший опыт. Пока же надо было решить огромное множество проблем - микроядро, внутренняя ОС без графического интерфейса, сотни технологий, развитие фреймворков OpenStep, Carbon...
Внутреннюю ОС (Darwin OS) было решено разрабатывать "открыто". В истории компьютерной отрасли такого еще не было (ведь это органическая составная часть операционной системы одной из важнейших фирм мира). Добровольцы, забесплатно, творили Дарвин в свободное время. Их более 100 000. Предлагаемые ими изменения и дополнения обсуждались, отвергались или принимались - процесс продолжается до сих пор. Несколько сотен из них удостоены упоминания на "доске почета". Двое или трое были приглашены в штат фирмы для координации открытого проекта с развитием остальных частей системы. Миллионы человеко-часов практически "за так".Массовая коммерческая операционная система на открытой, стандартной основе! Решение было смелым, рискованным и... оно сработало.
4. Скрежет зубовный разработчиков
Система (не только внутренняя) получалась мощнейшей, многообразной, уникальной своими талантами. Но... Помните страшное китайское проклятие "чтоб вам жить во времена перемен..."?
Всерьез внешними проявлениями новой системы до поры до времени заниматься было некогда. Документация - больной вопрос даже сейчас, когда эту проблему наконец снова стали решать.
Многообразие. С одной стороны, тут вам и Unix, тут и Carbon, и Cocoa, и Java во всяких разных вариациях. С другой стороны, необходимость привлечения интереса важнейших, ключевых разработчиков. Корпоративный "идиотизм", или здоровый консерватизм - как его не назови, а переписывать с нуля QuarkXPress, Adobe Illustrator и MS Word гиганты софтверного мира едва ли решились бы. К тому же, индустриальное многоплатформенное программирование базируется на общности основного массива кода своих продуктов для разных платформ. Снижаются расходы на развитие и обслуживание кода, программные продукты на различных платформах выглядят и ведут себя очень похожим образом, предлагая пользователям те же возможности.
Carbon, огромной трудоемкости проект, позволил гигантам прийти в новую систему, не отказываясь от их "вредных привычек", они же - соображения экономической целесообразности. Переход не был легким, но они справились. Гиганты способны мобилизовать на проект значительные силы. Гиганты могут напрямую обратиться к Джобсу и получить консультации специалистов компании, засекреченных как советские авиаконструкторы в годы войны. А вот небольшим фирмам пришлось нелегко - объемы нового материала в системе просто угнетали. Масса недосказанностей, переносящиеся сроки выхода программных продуктов, стрессы и ощущение беспомощности...
Реализуя подспудную мощь новой системы, несмотря на очевидный дефицит ресурсов, Apple все-таки дала разработчикам "ключ от небес обетованных". Cocoa - комплекс объектно-ориентированных API, облегчающий разработку программ в разы.
Казалось бы, написание серьезной рыночной программы с нуля - авантюра. Глупость, очевидная ошибка. И немногие пошли этим путем. Мудрые и опытные!
Не верьте своей мудрости и накопленным знаниям. На перенос программы "средней тяжести" из Классики в Карбон в планах небольших фирм отводилось (в среднем) 6-8 месяцев. Сроки эти продлевались сначала еще на полгода, потом еще... А написание программы "с нуля" в Cocoa заняло бы примерно полтора года. С учетом времени на освоение очень своеобразной системы программирования. При этом можно было бы учесть старые болячки, развязать себе руки на кризисных участках, заново продумать тысячи сложных узлов - и...
Писать для Мак ОС 10 можно и традиционным, "трусливым", способом. Или, если хотите, "благоразумным". Невероятные сложности возникают при переносе программ, написанных для Классической Мак ОС с многочисленными "извращениями и трюками" - то есть, практически любой серьезной программы. В самом Carbon, если изначально ориентироваться на его сильные стороны, писать новые программы вполне реально.
В чем бы сегодня не писался новый софт для Мак ОС 10, в Карбоне или Кокоа, почти всегда это будет комбинация того и другого. Десятки технологий существуют в форме "библиотек" на C++ (их можно отнести к Карбону). Совместное иcпользование двух этих "платформ" вполне осуществимо. Рано или поздно, они сольются во что-то сокрушительной силы и неземной красоты. А пока... Те самые разработчики, которые еще не пришли в себя после Карбонических приключений, начиная проекты в Cocoa (совершенно неизвестной им среде), осторожно планируют сроки с учетом ужаса перед неизвестностью. И...
"Люди, впервые за последние два года я опережаю график на несколько месяцев! По сравнению с программированием в традиционных средах, я просто получаю удовольствие. Это захватывающе, интересно и необычно. Это как добрый старый Макинтош по сравнению с IBM PC + MS DOS!" - типичное впечатление приходящих в Cocoa. Им не верят. Пробую их впечатления на себе. Себе-то можно верить? Честно говоря, пока не решаюсь, потому что так не бывает.
5. Досада, недоумение, гнев...
если бы гении компьютерной журналистики потратили некоторую долю своего драгоценного времени на чтение яблочных форумов, посвященных программированию в Carbon, в какой восторг пришли бы они от этих потоков перебродившего яблочного сока... Трагедия маленького человека - питательная среда для настоящей литературы. Крушение надежд. Столкновение с пластами информации невероятных объемов (Боже, да когда же эти яблочники успели столько всего наваять за какие-то несчастные 5 лет!!!), изобилие новшеств на новшествах, ужасающие нестыковки, массовое несогласие со многими интерфейсными новациями или решениями новой системы...
Чего там только нет!
"Верните нам Мак ОС, или мы..." Но мы не будем драматизировать.
До недавнего времени несколько сотен человек в Apple и десятки тысяч вне фирмы создавали основу нового программного продукта. Все силы, хранящие священные тайны "элегантности" и "привлекательности" яблочной системы, без остатка и с не меньшим напряжением разрабатывали другой, коммерческий, продукт: классическую Мак ОС.
Переход на принципиально новые основы - труднейшая задача и для самой компании. Те же самые трагедии, только невидимые внешнему миру, свершались все это время "по ту сторону Firewall" - ведь многочисленные собственные технологии и программы надо было точно так же адаптировать к новой системе.
Вышедшая в свет чуть более года назад первая публичная версия Мак ОС 10 безнадежно проигрывала своей классической прародительнице качеством, целостностью и удобством. Но, будучи Mac OS 10.0, это был совершенно другой программный продукт, который правильнее было бы назвать "Mac OS X 1.0", а где и когда самые первые версии чего бы то ни было вели себя прилично?
И кстати, смотря с чем сравнивать. Пришедшие в десятку с Юникса и ради ее Юникса, вполне довольны. Страшно сказать, неофиты, пришедшие из Windows, находят интерфейс вполне приемлемым. И только избалованные яблочными иллюзиями плюются и ругаются. Впрочем, новорожденная система по отлаженности и целостности контакта с пользователем не сильно уступала классической системе 5-х версий. 10.1 тоже не идеал. Однако, за 8 месяцев пройден путь, занявший у классической системы не один год. Это уже где-то и как-то уровень системы 6. Все только начинается. (Сравнения условны и умозрительны, но где-то как-то отражают суть).
Нельзя не отметить, что с сложнейшим переходным периодом Apple справилась довольно неплохо. Но вот теперь...
6. Jaguar
WWDC-2002. Минорная мелодия. В черном гробу на сцене - коробка с классической Мак ОС. Ее время кончилось. Нет, еще несколько лет она останется живой системой для миллионов пользователей. Еще несколько лет служба технической поддержки Apple будет обеспечивать их тылы. Но с точки зрения разработчиков система мертва. Отныне вся мощь компании направлена на превращение "десятки" в самую лучшую систему мира. С учетом прошлых ошибок. На принципиально новой основе. А вдруг у них ЭТО получится?
Jaguar еще только готовится к прыжку. На World-Wide Developers Conference в этом году большая часть сообщений была сделана на условиях NDA (соглашение о нераспространении). Apple Computer, начиная с 1997, года любит преподносить сюрпризы, и не хочет терять ни малейшей возможности. Разработчикам информация жизненно необходима, а разработчики нужны Apple. Доверие обезоруживает. Поэтому буду осторожен, дабы не проболтаться. Есть о чем!!!
Работа над классической системой прекратилась еще в марте 2002 года. Вот уже несколько месяцев все 9000+ сотрудников Apple шлифуют и рафинируют десятку. Jaguar, или Mac OS 10.2, это уже что-то вроде седьмой маковской системы, отличавшейся от предшественниц настолько, что пришлось выпустить самый толстый том старого Inside Macintosh только для описания новшеств и изменений. Я надеюсь, мы все хорошо понимаем неточность любых аналогий. Это постепенное возвращение привычной "яблочности" системы, только на неизмеримо более открытой, мощной и стандартной основе.
В прошлый раз Apple потребовались годы для написания системы 7. Теперь схожее расстояние пройдено всего за 18 месяцев.
Времена оборонительных сражений позади. Кодовое название новой системы отражает ее агрессивные намерения. Последняя яблочная рекламная кампания "Switch" рассказывает о плюсах и минусах перехода с Windows на Макинтош, в том числе и на примере реальных людей, совершивших или совершающих такой переход. Это одна из наиболее посещаемых страниц Эппловского сайта. Основная масса посетителей заглядывает сюда из-под Windows.
Еще до прыжка Ягуара, когда силы фирмы приходилось распылять на два фронта, в 2001 году каждый 20-й покупатель компьютеров в огромном мире выбрал Мак. Между нами, это совсем не так мало. Огромный рынок, жаждущий программ... Получающий их, но способный поглотить намного больше.
И тем не менее, этого мало. "Имея 5% рынка очень просто удвоить свое присутствие на нем", - сказал недавно хитрый Джобс, - "надо просто убедить еще 5% из остальных 95 перейти на Мак".
7. Так есть ли у Мака будущее? И какой нам от этого толк?
Прыжок Ягуара, надеюсь, успешный - это всего лишь очередной шаг. Несколько лет компания строила фундамент для будущего успеха. Впереди - преодоление еще многих и многих трудностей. Развенчание невыгодных для компании мифов и ложных представлений. Особенно тех, которые были стопроцентной истиной в 1996 году. Преодоление болезней роста. Доведение новой сверхсистемы до уровня самой последней версии Классики и движение дальше. Совершенствование юникса внутри, и реализация гигантского потенциала от объединения в себе дюжин мощнейших технологий...
Рано или поздно, все это придет и в Россию. Когда? Главное: не спешите хоронить Apple. Яблоко 2002 года - это совершенно другое Яблоко. Насколько оно удачливее в жестоком климате нашего мира, покажет время.
0 Comments:
Отправить комментарий
<< Home